Трагедии женщины, семьи и общества в спектакле Кагановича «Посмотри на него»

19 ноября в театре Скороход прошел спектакль «Посмотри на него» по одноименной автобиографической книге Анны Старобинец. Это совместный проект Театра Ненормативной Пластики и режиссёрской лаборатории «Скороход_Генерация».

«Скороход» — альтернатива репертуарному театру, где есть место танцу, музыке, кино и всему новому и актуальному в любом виде перформативного искусства. Сегодня на площадке можно увидеть современный балет, завтра —новую оперу, написанную в жанре хип-хоп, а послезавтра — документальный театр. Как говорят сами организаторы площадки, «единственное, чего нельзя увидеть в “Скороходе” — это ветошь и нафталин».

 

Здесь современно всё, даже расстановка кресел. Сцена не расположена на подмостках перед залом, не ограничена тремя стенами и не отделена от зрителей четвертой невидимой стеной. Кресла стоят по обе стороны от площадки, так что пространство актёров ничего не ограничивает. Гости же будто становятся незримыми наблюдателями происходящего. Кстати, такая достаточно сложная расстановка ничуть не мешала артистам. Они просто жили в своей комнате, выходили на улицу и в больницу, не работая лишь на одну сторону, как это принято в классическом театре.

 

«Посмотри на него» — прекрасный пример «нового театра». В спектакле поднята тема, о которой мало говорили прежде — прерывание беременности на поздних сроках. Что чувствует женщина, узнав, что «болезнь плода не совместима с жизнью»? Что она должна чувствовать по мнению врачей, советующих делать аборт и «смело рожать через год здорового»? Как сохранить семью и пережить такую трагедию?

 

Героиню будто разрывает надвое. Она чувствует себя «червяком, которого разрезали стеклом на две части». К слову, интересный режиссерский ход: девушку играют две актрисы, наглядно показывая внутренний конфликт.

Роман Каганович, режиссер:

Главная героиня спектакля стоит перед невыносимо сложным выбором: убить собственного ребенка или родить и смотреть, как ее новорожденный сын умирает. Внутренняя борьба, депрессия, отчаяние передаются не только через игру актеров, но и через пластические и музыкальные зарисовки. Несмотря на их современный стиль (многие исполнялись в стиле рэпа, современных поп-мелодий) спектакль выглядел органично и зарисовки только усиливали эмоции.

 

Впечатление усиливали и комментарии с женских сайтов, вставками звучащие в спектакле. «Аборт — страшный грех», «мать-алкоголичка лучше той, что убила собственного ребенка». Как же поступать женщине, которой врачи советуют незамедлительно делать прерывание, а интернет сулит ей за это адские муки после смерти? Именно в такой ситуации когда-то находилась Анна Старобинец, автор книги.

Анна Старобинец:

Однако спектакль интересен не только личной драмой, но и острой социальной тематикой. Роман Каганович на ярком контрасте изобразил отечественных и зарубежных врачей, их отношение к вопросам прерывания беременности, врачебную этику разных континентов.

 

В России врачи не задумываются о последствиях операции для семьи. Они не разрешают мужьям заходить в женскую консультацию и присутствовать при прерывании, не работают с обоими супругами, не оказывают психологическую помощь. Именно поэтому, как говорит Анна, для мужей все заканчивается на стадии «больного плода», а для женщины навсегда становится трагедией.

 

Несмотря на то, что у спектакля светлый финал – женщина справляется с потерей и через несколько лет рожает ребенка – на глазах практически каждого зрителя виднелись слезы. Актерская игра, режиссерские решения, выбранная тема и реальность истории никого не оставили равнодушным.

После спектакля у зрителей была возможность поделиться своими впечатлениями и поговорить о поднятой проблеме на открытом обсуждении, модератором которого выступила театральный критик Маргарита Спасская.

Ольга, зритель:

Автор: Майя Сиволобова