Режиссерская лаборатория – профилактика занудства, снобизма, психологической старости.

«Я пришел с девушкой, показал билеты, сел в первый ряд. Вдруг меня и еще с десяток человек задержали полицейские, нам затянули руки стяжками, усадили за стол в центре сцены, включили видеокамеры, стали допрашивать»

Это не бесчинство полиции и не квест в реальности, а режиссерский эскиз спектакля Олега Христолюбского, обернувшийся скандалом.  Эскиз был поставлен по пьесе Дмитрия Данилова «Человек из Подольска». Показ состоялся 22-го апреля в театре ЦЕХЪ в рамках театральной лаборатории «Мастерская современного театра».

Но сперва расскажу, как устроена режиссерская лаборатория, почему туда стоит сходить хотя бы дважды, причем тут скандал, и о чем нужно помнить, собираясь на эскиз спектакля.

 


Что такое лаборатория?


По формату лаборатория похожа на фестиваль, только без шариков и мишуры. Отобранные участники ставят эскизы спектаклей, а зрители, коллеги и критики после просмотра собираются на обсуждение. По итогу лаборатории, некоторые эскизы дорабатывают до репертуарных спектаклей. Лаборатории проходят на разных площадках города. В Петербурге среди них театр ЦЕХЪ и новая сцена Александринского театра.
 

 

Зачем и кому это нужно?


Участвуют в режиссерских лабораториях в основном молодые, влюбленные в работу режиссеры. Для них работа над эскизами зачастую становится промежуточной точкой свободы между учебными постановками, за которые получают оценку, и работой в репертуарном театре, где режиссер зависим от политики театра, репертуара, получения грантов и прочего.

Режиссерская лаборатория — это зона наименьшего давления каких-либо внешних факторов на молодого постановщика, поэтому это бывает захватывающе интересно.

На эскизы стоит ходить уже потому, что вы становитесь там не зрителем, а скорее свидетелем и порой соучастником. Свидетелем, потому что любой набросок спектакля — всегда неизвестность, даже если вы читали пьесу. Можно стать свидетелем гениальности, глупости, безвкусицы, собственной зажатости, новых откровений о самом себе. Разве это не прекрасно?

Если Вам еще не захотелось подобного опыта, может стоит подумать о психологическом возрасте?  Возможно он убежал вперед.

 

К скандалу:


Вернусь к скандалу вокруг эскиза в постановке Олега Христолюбского. Я пришел с девушкой, показал билеты, сел в первый ряд, вдруг меня и еще с десяток человек задержали полицейские, нам затянули руки стяжками, усадили за стол в центре сцены, включили видеокамеры, стали допрашивать. Так получилось, что мне посчастливилось сидеть на эскизе рядом с критиком, Оксаной Кушляевой. Мы все играли одного персонажа пьесы.

Это было смело, провокационно, в понимании многих зрителей адекватно. Но профессионального критика, пришедшего по долгу работы смотреть эскизы в режиссерскую лабораторию, почему-то травмировало, оскорбило и унизило ее же собственное участие в постановке.

 

Меня поразило до глубины души, что обиду высказывает не впервые пришедший на подобный показ человек, а считаемый компетентным профессиональный критик. Я долго думал об этом и вот что понял: если даже профессионалы путаются в степени дозволенного, нужно обобщить и объявить правила игры, которые в сущности неосознанно признаются всеми, но случаются недоразумения.

 

Поэтому, специально для вас, я сделал памятку для походов на эскизы спектаклей. Перечитайте перед тем, как окунуться в свободу, молодость, искусство.

 

  • Театральная лаборатория — не классический пример взаимоотношений контента и зрителя. Вам никто ничего не обязан, и никто ничего не гарантирует. Юрисдикция режиссера распространяется на любое пространство вокруг, и на вас в том числе. Вы тоже становитесь рабочим пространством.
     
  • Никто не в праве вас ущемлять. Согласием на все, что происходит, является сам факт вашего прихода в лабораторию, пока вы не заявите обратного.
     
  • Если вас зовут на сцену, а вы не хотите — откажитесь. Даже если взяли за руку и повели.  
     
  • Если вы уже на сцене, но вам что-то не нравится — просто уходите. Из зала тоже можно встать и уйти.
     
  • Если вы стали участником или персонажем — не сдерживайте себя, не бойтесь говорить, завалить, испортить. Если Вы погубите постановку, то только потому, что режиссер позволил это Вам. Подыгрывать или нет — решать Вам.
     
  • Возможно от нервов или неопытности вам никто не скажет обо всем, что я пишу, но право встать и уйти, отказаться — неотчуждаемо и никакой ответственности не возлагает.
     
  • Не стоит злоупотреблять своими правами, потому что вы приходите не туда, где Вас будут развлекать, а туда, где молодые профессионалы обкатывают свое ремесло, пробуют новое.
     
  • Если вам не понравился эскиз — задержитесь на обсуждение, возможно, оно искупит всё ваше негодование, и даже если Вам нечего будет сказать, вам точно будет, что послушать.
     
  • И если все же вы остались равнодушны после единичного похода — сходите когда-нибудь еще раз, потому что раз на раз не приходится.
     
  • Я считаю, что эскиз спектакля — это жанр, законы которого распространяются и на зрителей.

Периодические походы в лаборатории на эскизы спектаклей — прекрасная профилактика занудства, снобизма, психологической старости. Это повод познать себя и ближнего, достойная альтернатива походу на большую театральную постановку, а по цене соразмерно с утренним сеансом в кино, рекомендую попробовать всем, открываете новые имена, и не бойтесь доверится случаю.

 

Автор: Павел Минарский