История костюма — от придворного мужского образа до наряда для всей семьи

Солнечный день. На дорогах пробки, цветочные лавки давно опустели, как и магазины со строгой официальной одеждой. Грянуло 1 сентября. Дети в нарядных костюмах двинулись навстречу новому учебному году. На школьной линейке в многообразии букетов мелькнули строгие наряды первоклассников, аккуратные деловые образы их родителей и более свободные и яркие ансамбли подростков. За последнее время костюм во всех его возможных формах и цветах перестал быть частью делового гардероба и нарядов на 1 сентября, перебравшись в гардероб street style.

Вернемся в прошлое

 

Изначально, костюм в его сегодняшнем представлении являлся строго официальным нарядом, доступным лишь высоким слоям населения. Он появился благодаря королю Людовику XIV, который ввел в моду ансамбль, состоящий из белой рубашки, дополненной кружевным жабо и жилетом, длинного сюртука или камзола и бриджей чуть ниже колен
с белыми чулками и туфлями. Такой костюм являлся официальный придворным образом, поэтому к нему добавлялись парик и шейный платок — необходимые атрибуты того времени. Костюм в то время носили только мужчины.

 

Вскоре, благодаря Джорджу Браммелю, который был одним из самых известных и ярких представителей дендизма (стремления превратить свою жизнь в произведение искусства, в простонародье — щегольство), появился официальный и деловой мужской костюм современного типа
с галстуком. В этот период яркие помпезные цвета XVII века сменились строгой палитрой черного, синего и пастели. На замену туфель пришли высокие сапоги, камзол поменяли на фрак, жабо убрали, оставив лишь белую рубашку и шейный платок или галстук.

 

Позднее в мужскую моду входит визитка — это более удобная разновидность сюртука с широким разрезом спереди, который был предназначен для верховой езды. Если визитки надевали днем, как официальный костюм, то вечером переодевались во фрак, дополняя его перчатками и цилиндром. Совсем скоро новомодный цилиндр останется в тени, а на его место придут фетровые шляпы или котелки, а сюртук поменяют на пиджак прямого кроя.

А женщинам?

 

В XIX веке костюм поселяется в гардеробе женщин. Будущая королева Великобритании, принцесса Александра, заказывает у известного кутюрье Джона Редферна, который одевал весь королевский двор, женский костюм для путешествий, состоящий из жакета-пальто
и юбки из плотной ткани, строгой блузы с воротником-стойкой и изящного галстука.

 

Спустя почти сто лет женский костюм распространяется
в массовое производство и, претерпев изменения, становится больше похож на деловой костюм: длина юбки доходила до щиколотки, а пальто заменили на пиджак.

Эпоха великих модельеров

 

В 1920-х годах повседневная мужская одежда становится более удобной и простой, в моду входят однобортные пиджаки и прямые широкие брюки на высокой талии. Дополнялся такой образ двубортным жилетом на восьми пуговицах.

В женской моде снова происходит настоящий бум — Шанель создает женский костюм, состоящий из прямого кардигана без пуговиц, юбки до колена из джерси и джемпера без рукавов вместо блузы. Для женщин такой костюм был в новинку и, конечно, чрезвычайно удобен.

 

30-е пропитаны духом гангстерства. Женщины теряют голову от широкоплечих и загадочных представителей мафии, а мужчины стараются во всем подражать новым иконам стиля: лацканы и брюки становятся шире, плечи на пиджаках становятся более массивными.

 

Мода на увеличенные плечи дошла и до женщин. Для элегантных костюмов, состоящих из удлиненного или короткого приталенного жакета и юбки или платья, легендарная Эльза Скиапарелли, известный парижский модельер и новатор в области моды, придумывает подплечники, которые надолго укрепятся в гардеробе женщин. Кстати, появлению застежки-молнии на предметах одежды мы обязаны именно ей.

 

В 50-х годах Кристобаль Баленсиага создает свои знаменитые минималистичные идеальные костюмы, которые подойдут женщинам с любым типом фигуры. В моду входят головокружительные геометрические формы и рукав-реглан — вид кроя, когда рукав составляет с плечом одно целое.

Смокинг: костюм для курения или новая классика


На переломе столетий появляется самый известный и элегантный предмет мужского гардероба — смокинг. Только представьте: Америка, мужчины собрались обсудить свои дела, алкоголь и запах сигарет, сверкающие атласом лацканы, на которые, кружась, падает пепел. Тогда смокинг был особенным нарядом, в котором полагалось красиво курить, отдыхая в мужском клубе. Лацканы смокинга, являющиеся отворотами от плеч до верхних пуговиц, были сделаны из атласа, который отлично очищался от пепла, падающего с сигарет. В то время стряхивать пепел было неприлично.

Мужчины получают свободу

 

В 60-х годах происходит настоящая революция — упрощается мужской костюм. Жилет перестал быть обязательной частью гардероба, двубортные пиджаки больше не в моде, классические шляпы убирают пылиться на дальние полки. Грянула «джинсовая революция». Это время пропитано песнями Элвиса,
и все мужчины по его примеру носят джинсы со свитерами или футболками, дополняя образ ботинками
или кроссовками.

 

Уже в 70-х годах в диско-культуре становятся популярны головокружительные костюмы-тройки, состоящие из пиджака, брюк и жилета ярких цветов. Впервые появилась возможность приобретать различные элементы костюма по отдельности, что позволило сочетать цвета и формы по своему вкусу.

 

Новая женская мода

 

Женскую моду на костюмы в 60-е годы ввела жена президента Джона Кеннеди, икона стиля, Жаклин Кеннеди. В то время молодые девушки уже носили мини, что, конечно, не полагалось первой леди. Тогда Олег Кассини создает для нее костюм-коробочку, который покоряет молодых модниц своей простотой, элегантностью и идеальным кроем: юбка до колена и прямой короткий жакет с рукавом ¾.

 

В то же же время становятся популярными брючные костюмы Андре Куррежа, геометричные и футуристичные, которые больше напоминают наряд для героини

фантастического фильма. Именно он ввел узкие брюки-дудочки. Но самой известной фигурой, перевернувшей женскую моду, является Ив Сен-Лоран, который разработал бархатный костюм, костюм в стиле сафари и женский смокинг, который он в 1966 году представил на подиуме.

 

В 1980-е женщины стали более активными и укрепили свое положение
в сфере бизнеса. В моду вошли строгие и агрессивные костюмы для элегантных, сексуальных и предприимчивых. Появился «костюм власти» (power suit), заимствованный из 30-х и дополненный большими подплечниками на двубортном жакете с очень узкой талией и юбкой. Образ подчеркивался тонкими черными колготками и туфлями-лодочками.

 

Костюм для всех

 

Костюмы из предмета роскоши и принадлежности к определенному виду деятельности превратились в массовый продукт, доступный всем слоям населения. Каждый магазин масс-маркета пестрит комплектами из всевозможных материалов: льна, хлопка, шелка, вискозы, бархата, кожи и других. Их не стесняясь можно носить и на прогулку, и в поездках за город, для спорта и на мероприятие любого рода. Костюм прочно проник во все сферы жизни мужчин, женщин и детей. Многообразие форм: от узких в обтяжку до оверсайз-моделей позволяет быть на 100% уникальным и непохожим на других.
 

Сейчас невозможно себе представить, что когда-то были строгие правила в выборе не только официального, но и повседневного костюма. В то время женщины не могли и подумать, что в XXI веке современные леди будут с удовольствием сочетать мужские костюмные пиджаки с велосипедками. Остается только гадать, станем ли мы еще более свободны в сочетаниях или вернемся к строгости.

Автор: Ольга Волынкина