Ирина Белавина - как форма искусства не для всех

Сделать подарок по цене ланча и попасть в «союз художников». Искусство ради…чего? И что находится по ту сторону забора?  Расскажет за чашкой кофе петербужский художник Ирина Белавина.

– Ты автор проекта «Искусства ради ». Насколько я поняла, этот проект нацелен сделать живопись как часть искусства понятной обывателям.   Я правильно понимаю? Расскажи подробнее о твоем «детище».

– Сейчас существует много проектов, когда рисуют «под вино», читают различные арт-лекции.  "Искусства ради" - это коллаборация двух художников: меня и Аники Картес. Все, что касается рисования (организация корпоративов, рисования на праздниках и т.д.) – это коммерческая история. Но наш проект отличается тем, что мы организовываем и проводим тематические вечера прямо у меня в мастерской. Основная идея - это популяризировать искусство в массы, чтобы люди интересовались им еще больше. Подобные арт-вечера - это душа нашего проекта, где может реализоваться каждый, так как наши гости принимают в этом участие не только как слушатели, но и как непосредственные создатели искусства. Мы много уделяем внимание информационному и визуальному контенту. Одна подготовка чего стоит! Станут ли подобные вечера чем-то глобальным, я не знаю. Мы думали об этом, но, выходя за пределы художественной мастерской на большую аудиторию, мы рискуем потерять камерность этого события, атмосферу. А это важно. В погоне за чем-то большим - можно потерять не сопоставимо больше.

– Кстати, о жизни, расскажи, как проходит день из жизни художника?

– Да по-разному. Есть установленный график. У меня есть ежедневник, в котором я пишу список задач. Очень много времени занимает маркетинг. Было бы здорово, если бы ты ежедневно погружался только в свое искусство, но, к сожалению, за тебя никто рекламу не сделает, поэтому приходится делить время на развитие (соц. сети) и творчество. В последнее время я понимаю, что больше времени необходимо все же инвестировать в себя, в свое содержание, чтобы что-то реально давать - надо это иметь. При этом не забывать «показываться», так как если мы не держим себя на виду, значит, - нас нет.

– Расскажи о своем мастер-классе, который состоится в конце апреля. Будет ведь еще и лекция! Какие темы ты там раскроешь?

– Это будет интерактив. Я  расскажу о детском портрете в русском искусстве, состоится общение со зрителями и представится возможность рисовать с живой модели. Зритель сможет увидеть весь процесс создания работы с натуры. Это будет этюд.

– Как думаешь, существует ли у художника карьерная лестница?

– Хороший вопрос. Существует ли… Художник сам определяет, либо он массовый деятель, который коммерцинизирует свое творчество и уходит в тираж, либо он художник “не для всех”. Он ведь может быть всю жизнь сам по себе, и ему абсолютно все равно будет он успешным или нет. В данном случае я не могу распределить по пунктам какую-то лестницу повышений, но совершенно точно - это твой внутренний рост, причем знание и изучение ремесла - это одно, про это можно даже не говорить. Самое главное художник должен научиться мыслить и с этим как раз сложности. Цель нашей “лестницы” научиться мыслить как художник, быть честным в своем искусстве и , глядя на сегодняшний день, научиться себя “продавать”. Вот тебе и получается карьерный рост.

– Какие планы дальше?

– Ближайшие планы вступить в “союз художников”. 22  апреля пройдет ежегодная выставка “Молодость Петербурга”, где молодые художники будут представлять жюри на суд свои работы и если они проходят, то они входят в экспозицию на выставке. Для поступления в Союз, необходимо поучаствовать в таких минимум 3-х выставках.

– А ты себя относишь к игроку в  “олимпийские игры” или ты “не для всех”?

– Не для всех. Я говорю, что моя живопись - это поэзия. А поэзия - это высшая форма искусства. Таким образом, я стараюсь отдалить свое творчество от ремесла и быть искусством. В живописи ведь всегда можно спрятаться за авторскую технику, приём, даже за белый холст. А вот в поэзии за рифму не спрячешься, если твои тексты бессодержательны.

-Я знаю, что ты ассоциируешь себя с Мариной Цветаевой. Почему?

– Нет, не ассоциирую ни в коем случае. Просто ее стихотворения мне импонируют. В некоторых моментах я будто с ней в унисон. Это один из немногочисленных персонажей жизни, с которыми я бы встретилась. Из живописи есть подобный персонаж – Фрида Кало.

– Ты говоришь, что твои картины автобиографичны. Насколько они отражают тебя? Или ты оставляешь загадку и место для фантазии

– Картины отображают мою эмоциональную составляющую. Мои внутренние чувства. Я пишу людей, а люди – это, несомненно, эмоции, и если посмотреть несколько портретов, то можно увидеть, что они по состоянию абсолютно разные.

– Ты веришь в сновидения, в магию «неощутимого»?

– Да, верю. Сонники читаю редко. В основном, будто бы вещие сны снятся. В реальности есть ощущение, что это уже было, а на самом деле - тебе это приснилось. Знаки можно видеть каждый день, нужно их просто рассмотреть. Тут даже вопрос в том, хочешь ли ты верить во все это. Очень понравилось, как Шаляпин в книге сказал: «Это те вещи, что находятся по ту сторону забора, это то, что нам недосягаемо».

– Недавно я услышала фразу « Начнешь заниматься тем, что тебе нравится, то ты сразу найдешь время для всего». Ты согласна?

– Да. Но здесь самый главный вопрос - для чего. Это действительно важно.

– Откуда пошла тяга к маслу и кистям?

– Первые масляные краски подарил мне мой супруг. На тот момент он не был моим мужем. А я находилась в поиске себя... Показывая чек за краски в магазине, он в шутку мне сказал: "столько должна стоить твоя первая картина!" Мы посмеялись. По счастливой случайности, она была продана в два раза больше.

– У тебя есть детская мечта, о которой ты думаешь и хихикаешь от абсурдности?

– Да! Но (улыбается), пока никому не рассказываю, даже не связано с художественным!

– Где ты черпаешь вдохновение? 

– День даёт мне импульс. Абсолютно.  Какой-то прочитанный фрагмент, увиденный фильм. Информация поступает, ты ее перерабатываешь, и появляется желание творить. В большей степени для своих работ я беру вдохновение из повседневности.

Самое главное художник должен научиться мыслить и с этим как раз сложности.

– Ранее картины писались годами, но глядя на современных художников, я задаюсь вопросом. Почему сегодня картины пишутся так быстро?

– Жизнь сама очень быстрая. Сейчас нет времени. Каждый для себя определяет путь Пикассо, который писал в день по 4 полотна или Вермеера, который создал за свою жизнь 32 полотна. Здесь вопрос твоего отношения к качеству  произведений, это вопрос каждого художника к самому себе.

– Относительно недавно прошла выставка «любовь это…». Ты так же участвовала в этом мероприятие. Расскажи, что  по твоему значит «любовь»?

– Любовь – это состояние души.  Любовь в каждом дне. Ты просыпаешься с утра - любовь к самой жизни. Я человек, который живет эмоциями, чувствами. Даже решения я принимаю исходя из эмоций.

– «Если ты не знаешь, что выбрать, то подумай о том, что выбрала бы любовь». Не боишься импульсивности в принятии решений?

Это вопрос о доверии к самому себе. Ты должен доверять и верить себе. Нужно развивать свои интуитивные чувства. Мы же, на самом деле, все знаем, просто находимся под такой толстой броней страха, что постоянно кажется, будто мы нуждаемся в чьих-то советах. А мы ни в чьем мнении, советах не нуждаемся. Мы и так сами все чувствуем. Ответ есть внутри, в тебе самом... и тут нужно просто раздавить эту броню и потихоньку ответ тащить за хвост.

Во мне живёт любовь. 

Автор: Валери Ройтман
Фотограф: Виктория Гаевская

 

Адрес мастерской: 13 линия В.О д.72, мастерская 407

Почта:  bulavchenok@mail.ru 

https://www.instagram.com/belavina_art/?hl=ru