Артемий Троицкий — по дороге рока

Артемий Троицкий — музыкальный критик, рок-журналист, первый пропагандист рок- и инди-музыки в СССР. В немножко спонтанном интервью рассказал нам о прошлом, настоящем и будущем отечественной рок-сцены.

Чем современный рок отличается от того, который был при Cоветском союзе?

 

Сейчас рок намного разнообразнее. Нет той информационной стены, которая была раньше между СССР и Западом. Благодаря Интернету молодые музыканты могут слушать зарубежную музыку, ходить на концерты и приобщаться к любым направлениям и течениям. Современный русский рок гораздо ближе к общемировому. С другой стороны, с появлением Интернета музыканты стали уделять слишком много внимания визуальной картинке — не успев встать на ноги, они пытаются записывать клипы, чтобы прославиться на Youtube. Это гонка за минутной славой, которую я не поддерживаю.

 

Если вкратце, то чем рок отличался от всеми любимых советских песен?

 

В советские годы считалось, что музыку должны писать профессиональные композиторы, а тексты — поэты, члены Союза писателей. Многие из рок-музыкантов — самоучки. Не только их музыка, но и способ ее создания противоречил существующим в СССР устоям. В эстетическом плане рок также сильно отличался. Он гораздо энергичнее, громче, с совершенно иным инструментарием, и это не нравилось деятелям советской культуры.

Как вы познакомились с рок-музыкой?

 

В каком-то смысле мне повезло: некоторое время, будучи подростком, я с родителями жил в Праге, где информационная система разительно отличалась от советской. Именно в Праге я впервые услышал рок-н-ролл и увлекся этой культурой.

По приезде в Россию стало, конечно, сложнее, однако достаточно скоро я обнаружил здесь подпольную рок-сцену, стал ходить на концерты, познакомился с музыкантами: Андреем Макаревичем, Борей Гребенщиковым и другими.

Как вы стали рок-журналистом и благодаря чему получили такую известность?

 

В журналистике я оказался совершенно случайно. Сначала был ди-джеем (первым в России). На московских дискотеках, которые были совсем не такие, как сейчас, помимо танцев была тематическая часть, где я рассказывал о разных музыкальных группах. Благодаря таким «лекциям» меня заметили в журнале «Ровесник», позвали быть автором и писать о зарубежной музыке. В открытом доступе информации нигде не было, но я умудрялся доставать ее нелегально. А поскольку тема была горячая и дефицитная, я стал единственным, кто мог хоть что-то путное рассказать. Именно поэтому быстро получил известность.

 

 

Нелегально — это как?

 

Пластинок с западной музыкой, как и западных музыкальных журналов, в СССР в продаже не было. Но все, что нужно, я мог найти на черном рынке, где продавал, покупал и обменивался пластинками и журналами. Потом стало немного легче — журнал «Ровесник» стал выписывать мне несколько западных изданий, и это, конечно, было огромной помощью. С английским у меня также было все в порядке, поэтому с переводом текстов проблем не возникало.

 

 

За кем, на ваш взгляд, будущее музыкальной культуры?

 

Если мы говорим про текстовое содержание, то рок был своеобразной ступенью развития русской поэзии. Я думаю, что следующий этап — это рэп. Среди наших рэперов есть действительно достойные артисты, с прекрасным текстовым содержимым, такие как Дельфин, Noize MC, Oxxxymiron. Я не могу назвать рэп «своей» музыкой, все-таки вырос я на роке, тем не менее рэп слушаю и отдаю должное тем талантливым людям, которые в этом жанре работают.

Беседовала: Виктория Самарская
Фотограф: Регина Бакирова