Пост-релиз | public talk Покрас Лампас

2 августа в отеле Wynwood (Канал Грибоедова, 18-20) прошел public talk на тему «Роль и место современного искусства в городе», участниками которого стали каллиграф и уличный художник Покрас Лампас и директор ЦВЗ Манеж Павел Пригара.

Место и время мероприятия выбрано неслучайно: в прошлом месяце Покрас украсил стену внутреннего двора отеля своей работой «Дуализм», а первого августа открылась выставка о стрит-арт искусстве «Части стен» в ЦВЗ Манеж.


Прежде всего, стоит сказать пару слов о том месте, где происходил public talk. Дизайн и концепция отеля Wynwood в Санкт-Петербурге вдохновлены районом Wynwood Art Didtrict в Майами, где представлено множество галерей и объектов современного искусства. Поэтому неудивительно, что работа Покраса появилась именно на территории отеля Wynwood.

 

Гостей на мероприятии было немного, благодаря чему возникала дружественная свободная атмосфера. Каждый мог подождать начала в ресторане Jungle, который прилегает к отелю. Там был и Покрас, который также общался с гостями и своими товарищами.

 

Затем приглашенные прошли в подготовленный для лекции уютный зал с прозрачной крышей, сквозь которую можно отчетливо рассмотреть самую большую каллиграфическую работу Покраса «Дуализм». Она выполнена на стене пятиэтажного дома вручную и производит невероятное впечатление.

 

Модератором public talk'a выступал Дмитрий Аске (Dmitri Aske), художник, работающий различных художественных направлениях, в том числе граффити и современное искусство.

Первоочередная тема, которую затронул Покрас, это взаимодействие стрит-арта со средой города. Такие художественные объекты, будучи помещенными в городскую среду, становятся очень мощными инструментами для диалога художника и зрителя.  «Помимо этого, стрит-арт становится частью неофициальной навигации, с помощью которой зрители начинают легко ориентироваться в городе. Работа обрастает отметками в соцсетях, отметками на Google Maps. Это очень полезный инструмент для города. На мой взгляд, позитивный пример – это портрет Майи Плесецкой в Москве, который стал одним из главных примеров стрит-арта в нашей столице».  
 

Павел Пригара считает, что Петербург очень подходит для уличного и современного искусства, так как в городе много поверхностей в виде брандмауэров или пререпадов между домами, которые часто используются как пространства для творчества.
«Интересным в Петербурге является то, что граффити помещаются в существующий культурный контекст и сопротивляются ему. И это не просто расширение границ, это выстраивание художником новой формы диалога со зрителем».
Уличное искусство – это спонтанный диалог, в отличие от традиционного в залах музеев или галерей. Павел Пригара говорит, что случайное знакомство с уличным искусством побудит человека двигаться дальше и продолжить знакомство с ним уже в музее.

Далее спикеры высказывались о том, что город может дать художнику, а художник – городу.  Покрас не очень одобряет идею музея стрит-арта, так как считает, что работа в условиях «заповедника» тормозит развитие этого вида искусства. Художник отметил, что размещать объекты уличного искусства в историческом центре города было бы важным шагом для городской культуры. В пример он привел работы художника Space Invader, который размещает свои небольшие работы из плитки на стенах Парижа и Лондона, городов с древней историей. Эти работы дополняют город, так как гармонируют с ним по цвету, размеру и технике исполнения.
 

Павел согласился с Покрасом и пояснил, что считает неправильным, когда художник пытается просить разрешения у правительства на размещение своих работ в городской среде, тем самым институциализировать их. Любые стрит-арт и паблик-арт-объекты должны получаться естественно, чтобы диалог между художником и обществом оставался спонтанным. Павел полагает, что Петербург вполне мог бы стать культурной столицей мира для деятелей искусства, как ею когда-то был Берлин, Лондон, Барселона, так как Петербург – часть европейского культурного контекста.

Вторая тема, которую спикеры затронули в своем выступлении, была тема каллиграфии и соотношение формы и содержания в художественной работе. Покрас работает в изобретенном им стиле каллигрофутуризм. Это направление каллиграфии предполагает сочетание различных алфавитов и письменностей: арабской, древнерусской, корейской и других. Художник, работающий в этом стиле, через форму букв, переосмысливая письменности разных культур, хочет выразить содержание слова. Покрас говорит, что он «создает каллиграфию не настоящего, а будущего».

Покрас уверен, что, несмотря на то, что ручное письмо сейчас активно вытесняется механической печатью на клавиатуре, каллиграфия не исчезнет, а будет еще больше востребована как редкое ремесло и искусство.

Большое значение художник придает социальным сетям и тому эффекту, которое они оказывают на распространение работы. Социальные сети стали очень эффективным инструментом для художественного высказывания и, зачастую, гораздо более эффективным, чем традиционные галереи и музеи. Ведь за несколько часов публикацию видят сотни тысяч человек. Социальные сети также могут быть и средством манифестации, так как у любого поста есть дата написания и цитируемость.


В конце public talk'a Павел пригласил зрителей в Манеж на выставку «Части стен», дав понять, что их там ждет что-то очень интересное и необычное, но оставив интригу.
Встреча завершилась вопросами гостей Павлу и Покрасу, на которые спикеры с готовностью ответили.

Эта встреча дала возможность понять Покраса как художника, его глобальную идею, взгляд «изнутри» на настоящее и будущее современного искусства и уличного искусства. Я могу сказать, что была знакома с работами Покраса Лампаса и до этого дня, и меня восхищали их масштаб, техника и исполнение. Но сегодня я с радостью отметила, что он не только талантливый деятель искусства, но и очень открытый человек с отличным чувством юмора, который готов делиться своими знаниями и безумно любит то, что делает.

Автор: Эрна Ямакова
instagram: @tarnalglaze