Я появился на свет — на свет сценических софитов! Пётр Аттиков о балете

Пётр Аттиков — артист балета Большого Театра и выпускник Академии Русского Балета имени Вагановой. Мы поговорили с Петром о его жизни, Петербурге,  особенностях Петербургского балета и многом другом.

Пётр, расскажи о себе. Где ты родился? Расскажи о семье, в которой рос, о родителях.

Сам я коренной житель Санкт-Петербурга и родился в Военно-Медицинской Академии на Неве. Являясь рафинированным интеллигентом, всегда любил и буду любить Петербург — культурную столицу России. Знаю каждый уголок города, и мне, как человеку, который любит дождь, очень подходит его вечно дождливое серое небо. Я вырос в семье артистов. Мой отец — солист Мариинского театра и кандидат философских наук, а мама — художественная гимнастка и заслуженный тренер СССР.



 

Как в твою жизнь пришёл балет?

 

Балет не приходил в мою жизнь. Это я пришел в его жизнь. Я в нем появился на свет. На свет сценических софитов (смеётся). Причем эта ирония отчасти буквальна. Моя мама самоотверженно продолжала выходить на сцену, будучи беременной мною, до последнего. Я с самого рождения был окружен этим удивительным миром: артистами, балеринами, гримерами, прекрасным и при этом непростым, таинственным миром закулисья.

 

Твоё поступление в Академию Русского Балета. Как это было? Расскажи об этом периоде жизни.
 

Это интересный эпизод моей жизни. Так как до академии я учился в физико-математическом лицее №366, в который всегда было очень сложно попасть из-за большого конкурса и тяжелых требований к знаниям, но мне всегда нравилась математика и всё связанное с ней. С самого детства прослеживались очень хорошие способности к этой точной науке. Тем не менее уже с 2-х лет, как только встал на ноги, я стал заниматься у своих родителей в детском театре «Пируэт». Танцевал номера, был выразительным и способным парнем, безумно любил сцену и зрителей, с 4-х лет читал стихи и делал домашние кукольные спектакли. И вот, после начальной школы, когда дети идут на просмотр в Академию Русского Балета, я очень захотел попробоваться туда. Родители не были против моего решения. Как оказалось в будущем, выбор был сделан правильный. Всегда нужно делать то, что любишь и идти к тому, что дорого сердцу. Если мы будем обманывать себя, то нам придется обманывать и других.
 

 

 

Были ли какие-то сложности совмещения балета с другими сферами жизни? Приходилось ли себя в чем-то ограничивать?

 

Совмещать профессиональную деятельность и балет с другими дисциплинами и сферами, слава богу, получалось всегда. О каких ограничениях тут можно говорить? Я дышу балетом! В этом я очень благодарен своим родителям,  грамотному, строгому воспитанию и правильному подходу к жизни, которым они научили меня — брать все знания, которые дают, и безвозвратно отдавать много любви людям. Мне кажется, для себя вообще нет смысла копить какие-то там богатства и сокровища. Время быстротечно, жизнь не вечна. Истинное счастье заключено в познании мира и создании любви.

Как выглядит процесс обучения?

 

Обучение и постижение нового в балете дается всем индивидуально. Море танца и хореографии огромно, а плавать в нем можно по-разному: много людей тонет, многие держатся на плаву, и лишь некоторые переплывают.

Вообще, продвижение и самореализацию в балете можно сравнить с боксерским поединком. Те же правила, те же нагрузки и боль, вот только поединок ведется с самим собой. А цель — самосовершенствование!

 

 

Были ли тяжелые моменты? Расскажи об этих эпизодах.

 

Да, безусловно, у меня были очень тяжелые моменты и сложности за время учебы. Больше всего это было из-за травм. Иногда я сравниваю балет с Олимпийским видом спорта, только он даже сложнее. Там еще нужно сделать красиво и очень выразительно. За время учебы у меня были и переломы, и полные разрывы связок на ноге, много вывихов.

 

 

Что помогало преодолеть это? Что спасло?

 

Петербург. Знаешь, скажу тебе честно, — намоленный, потрясающе великий и красивый, добрый и стойкий родной город порой лучше всего помогает справиться с любыми трудностями. Питер имеет свойство зализывать раны, как и наносить их.

Какие перспективы для самореализации открывает балет своим адептам? Многие ли выпускники после окончания остаются работать в России и в Петербурге?

 

Не скрою, после выпуска из Академии, мы все разъезжаемся по разным странам и городам. Кто-то остается работать в России, кто-то уезжает за границу. Но нужно отметить, что большинство, включая иностранных стажеров, стремится остаться работать в России и попасть в Петербургские, Московские и другие театры России. Объясняется это хорошим репертуаром и высоким уровнем развития балетного искусства здесь.

 

Кого считаешь своими учителями? На кого равняешься?

 

Человек должен создавать и лепить себя сам, но при этом впитывая все возможное от педагога и от великих звезд и танцовщиков. Михаил Барышников, например, делал два, а иногда и три урока классики в день. Есть примеры, на которых младшему поколению необходимо учиться. Петербург является колыбелью балетных звезд и хореографов: Светлана Захарова, Диана Вишнёва, Ульяна Лопаткина, Инна Зубковская, Людмила Семеняка, Ирина Колпакова, Михал Барышников, Юрий Соловьёв, Леонид Якобсон, Юрий Григорович, Борис Эйфман и многие другие.

 

 

Какие амбиции носишь в себе? Каких высот хочешь добиться?

 

Знаешь, пока хочется просто дарить красоту и любовь людям посредством прекрасной хореографии и изящного балетного искусства. Делать всё возможное, всё, что можно сделать, — сделать, а там уже будь что будет. Планировать очень далеко, а не загадывать даже на завтра.

Обладает ли Русская школы балета самобытностью на мировой арене? И есть ли конкретно у Петербургского балета узнаваемые отличительные черты?

 

Однозначно могу тебе сказать, что сегодня русский балет — это изысканный культурный плод древа мирового искусства, и не просто так, сейчас половина мира едет учиться этому искусству к нам, и особенно в Петербург. Вместе со мной выпустились четыре японца, испанец, грек, финн, венгерка, итальянец и т. д. Русский балетный диплом сейчас очень ценится. В нашем городе активно возрождают забытые гениальные шедевры балетного искусства, и регулярно на наши сцены приезжают ставить свои постановки известные зарубежные хореографы и танцевать заезды мирового балета. В Академии Русского Балета ректор Николай Максимович Цискаридзе возродил давно забытые балеты: «Болеро», «Сюиту в Белом», «Фею кукол», с которой мы, кстати, уже успели выступить на гастролях в Швейцарии и Италии. Зрители Цюриха и Лозанны очень оценили восстановленный Николаем Максимовичем и педагогами балет, декорации, костюмы и хореографические элементы которого полностью повторяют постановку 1903 года братьев Легат.

Нужно, понимать, что если Петербург является Северной столицей России, то в балетной сфере он является Северной Мировой столицей. Хоть сам балет и зародился не в Петербурге, а во Франции и Италии, Петербург, как и Москва, вобрал в свою школу всё самое лучшее из мирового балета и хореографии, прежде всего, классического балета. В Петербурге сильная женская балетная школа, в Москве сильнейшая мужская. Русский балет — невероятно ценится на мировой сцене, а наши студенты расходятся по всему миру. И слава богу! Академия Русского Балета в этом году отпраздновала свой 280-й юбилей. За последние 5 лет она буквально оживилась и прогремела на весь мир, благодаря своему ректору Николаю Максимовичу Цискаридзе. Спасибо ему за это!

Можно сказать, что Академия Русского Балета родилась вместе со своим городом, ведь свои истоки она брала от «Танцевальной Школы Императорского Величества», созданной при императрице Анне Иоанновне Жаном Батистом Ланде в 1738 году. Она родилась всего через 35 лет, после основания Петром I нашего города. Академия Русского Балета буквально дышит и пропитана всей жизнью и историей Петербурга. Вместе с городом перенесла тяжелейшие времена блокады во время Второй Мировой войны. Тяжелые и светлые моменты в жизни города также прослеживаются и в балетных постановках. Так, например, в восстановленном балете Мариинского театра «Медный Всадник» очень сильно раскрыта тема страшной трагедии в нашем городе — наводнения в 1824 году. Знаешь, так удивительно, если в стране когда-то может быть нехватка шахтеров, юристов, работников образовательных или медицинских сфер, да вообще любых других, то в балетном мире всегда будут ученики и всегда будут те, кого нужно учить. Это что касается конкуренции в Русском балете. Отчасти потому что русская школа хорошая, и балет очень развит, отчасти потому, что людей много способных, это скорее к аналитикам. Но конкуренция в этой сфере огромная, и это факт!

Какие у тебя любимые места в Петербурге?

 

Любимых мест в городе, от которых черпал силы и вдохновение для танца, у меня великое множество. Люблю прогуливаться по набережной Фонтанки и сидеть в скверике у Инженерного Замка. Юсуповский садик в усадьбе Державина — очень тихий и уютный, отгороженной от внешнего шумного города. Там можно сосредоточиться и подумать над исполнением партий или сочинить что-нибудь. А больше всего люблю смотреть на родной город с воды, только тогда открываются все строго выстроенные ансамбли Петербурга и можно вкусить всю красоту Северной Венеции. У нас потрясающий культурный и балетный город.

 

 

Какие театры больше всего нравятся и куда посоветуешь сходить петербуржцам?

 

В Петербурге очень много хороших и достойных театров. В каждом идут свои эксклюзивные постановки. Что касается меня, то очень люблю ходить в драматический театр. В Петербурге это Театр Юного Зрителя. Сейчас там отличный репертуар, и под чутким руководством Лаврецовой Светланы Васильевны ставятся прекрасные новые постановки: «Вино из одуванчиков», «Зимняя сказка», «Парень из прошлого», «Страдания Юного Вертера». Зрителям и гостям нашего города посоветую посмотреть современные балеты Начо Дуато в Михайловском театре, всегда живую и всегда изысканную классику в Мариинском театре («Спящая Красавица», «Лебединое Озеро», «Баядерка», «Щелкунчик»).

 

Какие увлечения и хобби у тебя есть кроме балета?

 

Увлечений много, но половина из них так или иначе связана с балетом и искусством. Я профессионально занимаюсь фотографией и съемками, и в качестве модели, и в качестве твоего конкурента. Мне всегда нравилось отображать разные стороны жизни на снимке, и учиться создавать композицию, как из бытовых вещей и явлений, так и из глобально значимых творений человека и природы. Момент жизни прошел, а фотография, несущая определенную эмоцию, осталась.

Также всегда любил камни и коллекционировал их, в них мудрость времени. Если еду на море, обязательно привожу оттуда целый мешок камней. Часто из-за этого случается перевес и таможня не хочет пускать в самолет, а родители ругают. Но что поделать, если человек ищет идеально круглый и симметричный камень, причем зная, что по закону метафизики идеальной симметрии не существует. Тем не менее по человеческому закону упорства он продолжает и продолжает его искать, веря в то, что когда-нибудь где-нибудь найдет свой идеальный камень.

 

 

Что пожелаешь тем, кто делает свои первые Па?

 

Тем, кто начинает постигать этот тернистый путь балетного искусства, желаю полюбить профессию, как самого себя и не опускать руки даже тогда, когда больше всего хочется всё бросить и ничего не делать. Желание сдаться будет особенно сильным незадолго до победы. Выстраивайте всё на своих ощущениях к движению, пластике и хореографии, и отдавайтесь всецело с душой своему делу. Если вы полюбите свое творение и занятие, то тогда сможете танцевать от сердца. Если заниматься этим делом грамотно, то тело само начнет подстраиваться под нужную форму и нагрузки. Холодный разум, горячее сердце — фраза, которая, на мой взгляд, лучше всего характеризует правильный подход к работе в балете и танце. Всем ребятам, начинающим постигать азы балетного искусства желаю сил и терпения, а зрителям незабываемых впечатлений.

Фотограф/интервьюер: Александр Сниховский