Высотная Москва в детялях

Одно из самых узнаваемых зданий Москвы — символ советской архитектуры или копия чикагского небоскреба? Рассказываем о том, как было построено здание МГУ и что скрывается за его фасадами.

Проект здания МГУ начал готовиться в 1948 году, и вместе с другими «сталинскими высотками» должен был стать визитной карточкой Москвы. 

После окончания войны начала возрождаться ансамблевая концепция города, которая была связана с необходимостью восстановления разрушенных поселений. Один из вариантов ее реализации — система высотных доминант, которая была традиционным градостроительным приемом старой Москвы: вертикали храмов с колокольнями, как свечки на торте, расставляли необходимые акценты в городском облике.

Семь первых высотных зданий были расположены в ответственных в градостроительном отношении местах — на пересечении радиальных магистралей столицы с Садовым кольцом и Москвой-рекой, причем университет занял ключевую для Москвы позицию на Ленинских горах в вершине излучины реки Москвы.

Значительная часть вертикалей Москвы (как раз храмы и колокольни) была снесена в 1933–1934 годах по указаниям партийного руководства. «Высотки» должны были заменить разрушенные храмы. 

«Высотки» были делом государственной важности, и критерии их художественного облика определял сам И. В. Сталин. Они становились своего рода рекламным щитом всей советской архитектуры, которая транслировалась на Запад.

Интересным остается вопрос об истоках сталинской практики строительства «небоскребов». Силуэтом наши высотки отличаются от небоскребов, которые были актуальны для 50-х годов, хотя в высших архитектурных и даже партийных кругах обсуждался вопрос отставания советской инженерной мысли. 

Многие архитекторы в 1930-е годы побывали в Нью-Йорке в рамках официальных командировок, где они должны были изучать американскую строительную практику. Сам И. В. Сталин говорил во время обсуждения реконструкций Москвы: «Ездят у нас в Америку, а потом приезжают и ахают — ах, какие огромные дома. Пускай ездят в Москву, также видят, какие у нас дома, пусть ахают».

Постепенно явление небоскребов стали приписывать исконным русским традициям и архитектурному контексту Москвы. Собственно, в 1952 году И. В. Сталин потребовал, чтобы все московские «высотки» были завершены шпилеобразными шатрами, так как шатры — элементы традиционной русской архитектуры. Это позволяло, так сказать, национализировать «сталинские небоскребы».

В основе здания МГУ можно также увидеть идею крепости-Кремля — внутри созданы все условия для жизни студентов — общежитие, магазины, столовые, парикмахерские, кинотеатр, сам университет — в общем, там вполне можно было жить и не выходить. Это универсальный проект жилого комплекса: именно высотки положили начало строительству каркасно-панельных и панельных жилых домов.

В Главном здании размещены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал на 1500 человек, разного рода лаборатории, аудитории; в боковых флигелях — жилая зона (общежитие для студентов, квартиры профессорско-преподавательского состава). Здание было задумано как дом с замкнутой инфраструктурой (кинотеатр, почта, предприятия бытового обслуживания). 

В плане здание напоминает очертания буквы «Ж». Это решение выглядело на первый взгляд необычно, но оказалось очень удачным, позволило избежать замкнутых дворов и сделать каждую сторону фасадной. 

На примере МГУ мы видим использование классических элементов — мотив триумфальных арок, перед главным входом в МГУ также можно увидеть ростральные колонны, сплошные картуши с советской эмблематикой, композиции с флагами, растительные мотивы с вкраплениями в них национальных сельхоз-культур — пшеницы, ржи. В то же время фасады украшают керамические вставки, которые отсылают к оформлению московской архитектуры XVII века.

Вокруг здания МГУ был разбит садово-парковый ансамбль. Общая площадь его составляет 60 гектаров. Здесь высадили более 40 видов деревьев: липы, клены, лиственницы, дубы, березы, ели, каштаны. Впервые для практики массовых посадок в Москве высаживались в большом количестве плодовые деревья — яблони, груши, вишни.

Суть проекта заключалась в том, чтобы цветение не прекращалось с ранней весны до поздней осени, как бы провозглашался культ плодородия, вечной жизни, неумирающей природы, райского сада и жизни, царящей в советском государстве.

Здание МГУ — один из самых амбициозных проектов советской архитектуры. Его можно назвать настоящим символом Москвы, города, выросшего на перекрестке речных торговых путей и вобравшего в себя самые высокие достижения культур, населяющих российское государство.

Авторы: Мария Шрамова, Дарья Любимова

Фотограф: Женя Нагорная