Блогер, эко-инфлюенсер, основательница магазина Reshop.me Света Кипарисс о разумном шоппинге и не только для журнала STORIES
Осознанное потребление — философия 21-го века, к которой каждый приходит по-своему. Я перестала массово скупать одежду после просмотра документальных фильмов BBC — «Реальная цена моды» и «Грязные тайны мира моды». Тогда я решила полностью убрать fast fashion из своей жизни и максимально распространить информацию о том, насколько глобален урон от модной индустрии.
Мода — второй по объёму загрязнитель окружающей среды после нефтяной промышленности. По данным Greenpeace, ежегодно в мире производится 400 000 000 000 м2 одежды и аксессуаров, четвёртая часть которых выбрасывается в течение одного года. И хотя эко-активисты бьют тревогу уже несколько лет, реальные шаги в сторону спасения планеты от «быстрой моды» начали предпринимать лишь последние 2-3 года.
Slow fashion, second hand & upcycling
Смена поколений породила смещение приоритетов в шоппинге — поколение Z и миллениалы пресытились «быстрой модой». Они отдают предпочтение качеству, а не скупке «одноразовых» вещей. Они — приверженцы slow fashion, покупают меньше, реже, удлиняют цикл жизни одежды.
На волне slow fashion растёт мода на магазины формата second hand. В США и Европе магазины б/у вещей опережают традиционный ритейл по темпам роста и по оборотам догоняют гигантов в сегменте fast fashion. При этом меняются и сами магазины решопинга, всё чаще они переходят в формат масштабных интернет-платформ брендовой одежды.
Много внимания сейчас уделяется переработке и upcycling — повторному переосмысленному использованию предмета. Популярен upcycling у молодых дизайнеров, которые создают свои коллекции из остатков материалов от крупного производства или перешивают старые вещи в совершенно новые модели.
К сожалению, большинство инициатив в сторону осознанного потребления поддерживают на Западе, а вот в России подобных проектов намного меньше. В нашей стране ещё не успели устать от быстрой моды, а негативные установки относительно б/у товаров пока сильнее экологических.
Избавляемся от стереотипов в пользу природы
В России рост second hand рынка есть, но он несопоставимо мал по сравнению с Западом. И это не удивительно. Стереотипы, связанные с секонд-хендами, укоренялись годами не без оснований. Всему виной советские комиссионки и барахолки, где, как правило, ощущается атмосфера бедности и захламлённости, вещи выглядят неряшливо. А секонд-хенды сегмента lux при этом у нас ещё не успели стать популярными, так как фактическое потребление люкса в России началось гораздо позже. Тем не менее, качественные площадки по перепродаже вещей появляются как в реальности, так и онлайн, — значит пришла пора избавляться от стереотипов.
Пять реальных причин
Во-первых, секонд-хенд — это уже давно не магазин для бедных. Яркий пример — голливудские звёзды, гордо заявляющие о любви к комиссионкам. Сара Джессика Паркер, Дрю Берримор, Джада Смит, Вайнона Райдер хвастают тем, что покупают там одежду себе и своим детям. Они не стесняются появляться в винтажных нарядах на престижных премиях.
Во-вторых, убеждённость в том, что в секонд-хенде продается только изношенная и старая одежда, давно не актуальна. Очень часто импульсивно купленные вещи на распродаже, отправляются в контейнер новыми, ещё с бирками. По данным BCG — 62% люксовых товаров, выставленных на продажу в интернете, являются новыми или почти новыми.
В-третьих, бывшие в употреблении вещи часто гораздо качественнее тех, что продаются в масс-маркете. На это есть несколько причин:
одежда lux-сегмента сшита из более дорогой ткани, большая часть вещей импортирована из Европейских стран, для которых отшивается качественный товар, вещь была сшита в годы, когда маховик fast fashion ещё не был настолько раскручен и одежду изготавливали с расчётом на более долгий цикл носки.
В-четвёртых, все товары вторичного потребления подвергаются тщательной обработке специальным дезинфицирующим составом и стираются в химчистке. Они даже более стерильны, чем после стирки в домашних условиях.
В-пятых, сервис в современных секонд-хендах сейчас не уступает сервису бутиков. Здесь можно найти всё, что вы ищите во время шоппинга — чистые и просторные шоурумы, удобно рассортированный товар, вежливый персонал.
Магазины винтажной одежды дают возможность
- Часто менять образы для обновления контента в социальных сетях.
- Выделяться, создавая неповторимые луки из единичных экземпляров одежды.
- Находить эксклюзивные вещи из лимитированных коллекций известных дизайнеров или редких коллабораций нескольких марок.
- Быть модным, не переплачивая. Благодаря цикличности моды, всегда есть шанс найти вещь, соответствующую актуальному тренду.
- Прикоснуться к высокой моде, приобретая брендовую одежду по сниженной цене.
- Быть уверенным в оригинальности модели.
- Купить вещь с историей, принадлежавшую интересному человеку. Становятся популярны магазины, в которых продаются вещи с личной историей бывшего владельца. Например, я отдала в продажу свитшот с надписью PARIS. На его покупку меня сподвигла заветная мечта побывать в Париже. Подумала тогда — «Пусть притянет мне поездку». Очень скоро после этого мне пришло приглашение на Парижскую неделю моды, и конечно, моё желание исполнилось. Так что я считаю эту вещь «счастливой», и возможно, она осчастливит свою новую хозяйку.