Секонд-хенды на страже экологии

 Блогер,‌ ‌эко-инфлюенсер,‌ ‌основательница‌ ‌магазина‌ Reshop.me Света‌ ‌Кипарисс‌ о разумном шоппинге и не только для журнала STORIES

Осознанное потребление — философия 21-го века, к которой каждый приходит по-своему. Я перестала массово скупать одежду после просмотра документальных фильмов BBC — «Реальная цена моды» и «Грязные тайны мира моды». Тогда я решила полностью убрать fast fashion из своей жизни и максимально распространить информацию о том, насколько глобален урон от модной индустрии. 


Мода — второй по объёму загрязнитель окружающей среды после нефтяной промышленности. По данным Greenpeace, ежегодно в мире производится 400 000 000 000 м2 одежды и аксессуаров, четвёртая часть которых выбрасывается в течение одного года. И хотя эко-активисты бьют тревогу уже несколько лет, реальные шаги в сторону спасения планеты от «быстрой моды» начали предпринимать лишь последние 2-3 года.

 

Slow fashion, second hand & upcycling

 

Смена поколений породила смещение приоритетов в шоппинге — поколение Z и миллениалы пресытились «быстрой модой». Они отдают предпочтение качеству, а не скупке «одноразовых» вещей. Они — приверженцы slow fashion, покупают меньше, реже, удлиняют цикл жизни одежды.

 

На волне slow fashion растёт мода на магазины формата second hand. В США и Европе магазины б/у вещей опережают традиционный ритейл по темпам роста и по оборотам догоняют гигантов в сегменте fast fashion. При этом меняются и сами магазины решопинга, всё чаще они переходят в формат масштабных интернет-платформ брендовой одежды.

 

Много внимания сейчас уделяется переработке и upcycling — повторному переосмысленному использованию предмета. Популярен upcycling у молодых дизайнеров, которые создают свои коллекции из остатков материалов от крупного производства или перешивают старые вещи в совершенно новые модели. 

 

К сожалению, большинство инициатив в сторону осознанного потребления поддерживают на Западе, а вот в России подобных проектов намного меньше. В нашей стране ещё не успели устать от быстрой моды, а негативные установки относительно б/у товаров пока сильнее экологических. 

 

Избавляемся от стереотипов в пользу природы

 

В России рост second hand рынка есть, но он несопоставимо мал по сравнению с Западом. И это не удивительно. Стереотипы, связанные с секонд-хендами, укоренялись годами не без оснований. Всему виной советские комиссионки и барахолки, где, как правило, ощущается атмосфера бедности и захламлённости, вещи выглядят неряшливо. А секонд-хенды сегмента lux при этом у нас ещё не успели стать популярными, так как фактическое потребление люкса в России началось гораздо позже. Тем не менее, качественные площадки по перепродаже вещей появляются как в реальности, так и онлайн, — значит пришла пора избавляться от стереотипов.

 

Пять реальных причин

 

Во-первых, секонд-хенд — это уже давно не магазин для бедных. Яркий пример — голливудские звёзды, гордо заявляющие о любви к комиссионкам. Сара Джессика Паркер, Дрю Берримор, Джада Смит, Вайнона Райдер хвастают тем, что покупают там одежду себе и своим детям. Они не стесняются появляться в винтажных нарядах на престижных премиях. 

 

Во-вторых, убеждённость в том, что в секонд-хенде продается только изношенная и старая одежда, давно не актуальна. Очень часто импульсивно купленные вещи на распродаже, отправляются в контейнер новыми, ещё с бирками. По данным BCG — 62% люксовых товаров, выставленных на продажу в интернете, являются новыми или почти новыми. 

 

В-третьих, бывшие в употреблении вещи часто гораздо качественнее тех, что продаются в масс-маркете. На это есть несколько причин: 

одежда lux-сегмента сшита из более дорогой ткани, большая часть вещей импортирована из Европейских стран, для которых отшивается качественный товар, вещь была сшита в годы, когда маховик fast fashion ещё не был настолько раскручен и одежду изготавливали с расчётом на более долгий цикл носки.

 

В-четвёртых, все товары вторичного потребления подвергаются тщательной обработке специальным дезинфицирующим составом и стираются в химчистке. Они даже более стерильны, чем после стирки в домашних условиях. 

 

В-пятых, сервис в современных секонд-хендах сейчас не уступает сервису бутиков. Здесь можно найти всё, что вы ищите во время шоппинга — чистые и просторные шоурумы, удобно рассортированный товар, вежливый персонал. 

 

Магазины винтажной одежды дают возможность

  1. Часто менять образы для обновления контента в социальных сетях.
  2. Выделяться, создавая неповторимые луки из единичных экземпляров одежды.
  3. Находить эксклюзивные вещи из лимитированных коллекций известных дизайнеров или редких коллабораций нескольких марок. 
  4. Быть модным, не переплачивая. Благодаря цикличности моды, всегда есть шанс найти вещь, соответствующую актуальному тренду. 
  5. Прикоснуться к высокой моде, приобретая брендовую одежду по сниженной цене. 
  6. Быть уверенным в оригинальности модели. 
  7. Купить вещь с историей, принадлежавшую интересному человеку. Становятся популярны магазины, в которых продаются вещи с личной историей бывшего владельца. Например, я отдала в продажу свитшот с надписью PARIS. На его покупку меня сподвигла заветная мечта побывать в Париже. Подумала тогда — «Пусть притянет мне поездку». Очень скоро после этого мне пришло приглашение на Парижскую неделю моды, и конечно, моё желание исполнилось. Так что я считаю эту вещь «счастливой», и возможно, она осчастливит свою новую хозяйку.