Старый город в новом

Осень. В Петербурге идет дождь. Люди надевают теплые куртки и плащи. А мы, решив продлить лето еще на несколько дней, идем в легких футболках в сторону старинного квартала Ичяри-Щахер. У нас всего пару часов, чтобы увидеть сердце Баку. 

Попав в старый город, мы немного заблудились. Планировка здесь весьма хитрая: улицы узкие, дома расположены хаотично. Раньше даже вражеские всадники блуждали среди улочек и постоянно упирались в тупики. Местные жители, пользуясь случаем, бросали в них камни, выливали им на голову кипяток или горячий деготь. Хорошо, что времена поменялись, и теперь по этим лабиринтам гуляют туристы. Так что бояться нечего. 

Первое место, куда мы забрели, в народе называют «Львиный шаг». Этот дворцовый комплекс Ширваншахов (Замковый пер., д. 76) — самая высокая точка Старого города. Ширваншахи переселились в Баку в XII веке из Шемахи, спасаясь от землетрясения. 

Кстати, у смотрителя мы узнали местную легенду, которая рассказывает, что место для дворца выбирали необычным способом: по всему городу развесили куски мяса и там, где оно сгнило позже, было решено начать работу. Невооруженным глазом заметно, что дворец построен из грубого камня песочного цвета, а окна украшены ажуром, который на Востоке называют «шебеке». 

Купив билет, мы зашли во дворец. Если вы студент, то попасть на территорию комплекса можно за 6 манат (1 манат = 38 рублей).

Внутри сохранились комнаты на первом и втором этажах. Их связывают три узкие винтовые лестницы. Историки говорят, что на втором этаже жил шах вместе с семьей, а внизу — слуги, которым отдавали приказы через маленькие колодцы в полу.

Выйдя наружу, мы решили посмотреть и другие постройки комплекса. Недалеко от дворца есть прямоугольное здание из бакинского известняка, увенчанное куполом — это усыпальница Ширваншахов. Археологи обнаружили пять захоронений после 1945 года: там были останки матери Ширваншахов Халил-Уллы I Бикя-ханум и других членов семьи. 

Недалеко от усыпальницы и мечети можно увидеть небольшой проем, который ведет в замкнутый дворик Диванхану — самое загадочное место дворца. Существует несколько версий, для чего он был нужен. Придворный поэт шахов Бадр Ширвани считал, что там шахи хранили казну. Историк Сара Ашурбейли предполагала, что в круглых углублениях собирали кровь животных во время жертвоприношений. А советские ученые уверены, что там судили виновных. Но ни одна из версий так и не доказана. Нам почему-то больше верится в первую.

Пройдя сквозь дворик, мы нашли шахские бани, точнее то, что от них осталось: полуразрушенная раздевальная, мыльная и комнаты для купания в одиночку. Интересный факт: ханы топили баню в отдельной комнате огнем из сгущенной белой нефти, которая выглядела как камень и горела как свеча. Тепло шло через подпольные каналы, а вода поступала из подземного водохранилища — овдана. 

После дворцового комплекса Ширваншахов, мы отправились в музей миниатюрной книги. Он находится рядом, а вход бесплатный. 

Это маленький домик, в котором собрана самая большая коллекция миниатюрных книг: пять тысяч изданий из 68 стран мира. На полках можно увидеть томики на английском, немецком, французском, румынском и других языках. Хозяйка музея, Зафира Салахова, собирала их 30 лет. На стеклянных стеллажах стоят издания высотой до 10 см. Экскурсовод Наталья рассказала нам, что самые маленькие из них — «Азбука цветов», «Символика драгоценных камней» и «Знаки зодиака». Они размером 2/2 мм и объемом — 20 страниц. Эти книги были напечатаны в Токио.

Нам, кстати, удалось найти свои любимые: на одном из стеллажей мы увидели роман «Евгений Онегин» и томик произведений М. Ю. Лермонтова. А чтобы мы смогли рассмотреть текст и иллюстрации, нам предложили мини-лупы. 

Дальше мы решили направиться к Девичьей башне. Для этого вернулись к дворцу Ширваншахов, прошли вдоль стены и повернули налево на улице Мирзы Мансура, где увидели мечеть Мухаммеда. От нее повернули на улицу Беюк Гала и прошли до башни. 

Перед нами возвысилось цилиндрическое строение из грубого известняка. Купив билеты за 6 манат, мы оказались внутри. Наше внимание сразу остановилось на винтовой лестнице. Она ведет на смотровую площадку, откуда открывается вид на весь город. 

Наверх нам помог подняться смотритель, рассказав по пути одну из легенд: однажды шах влюбился в свою дочь и решил жениться на ней. Однако девушка была против, она любила другого. Чтобы оттянуть время, она попросила построить башню. Когда просьба была выполнена, дева от безысходности бросилась с башни в море и разбилась о камень. Вот такая печальная история. 

По пути обратно нам удалось взглянуть на археологические находки. Ведь в башне, как и во дворце, тоже есть музей. 

Мы заглянули на улицу Кичик-гала, д. 8/1, где снимали сцену из 
к/ф «Бриллиантовая рука»: падение Семена Семеновича Горбунова с фразой «Черт побери». Теперь здесь находится тематический ресторанчик, где мы, кстати, очень вкусно пообедали. А поднявшись вверх по улице, мы оказались в лавке художника Али Шамси. Нам повезло: застали творца за работой. Он оказался гостеприимным и угостил нас пахлавой и даже подписал открытки. 

Не забыли мы и про шопинг: купили шелковый платок и турку. 

Сердце Баку хоть и не большое, но очень гостеприимное. Это то место, где история прошлого переплетается с историей будущего. 

Автор: Юлия Хомякова

Фотографии: Руслан Бабаев

После посещения Девичьей башни мы решили в оставшееся время просто прогуляться по улочкам и проникнуться атмосферой Старого города, поговорить с жителями, выпить чаю в караван-сарае.