«Стрит-арт — последний яркий феномен в истории искусства»

 

 

Художник Владимир Абих за 5 лет успел стать «своим» в Санкт-Петербурге: 3 номинации на премию Курехина, в 2014 номинация от «Собака.ru» в «Прорыв года», а в 2019 первое место в категории «Искусство». Его называют медиахудожником, потому что он использует проекции на здания, делает игры на фасадах и даже задействует google translator. Он говорит, что поиск идеи важнее, а технологии — всего лишь современный инструмент. Stories поговорил с Владимиром о стрит-арте, мультимедийности, настоящем и будущем искусства.

 

 

О СТРИТ-АРТЕ

 

Как вы можете охарактеризовать свое творчество? Чем вы занимаетесь?

Меня часто называют уличным художником, чуть реже медиахудожником. Приставка уличный, видео, медиа зависит от материала, с которым работает автор. Я работаю с обстоятельствами и идеей, для воплощения я использую разные медиа, смешиваю их между собой. Сам я называю себя просто художником.

 

Чем отличается стрит-арт от граффити?

Граффити — это особое написание своего имени и тиражирование его на всех доступных поверхностях. Стрит-арт использует более разнообразный набор инструментов: не только аэрозоль, но и скульптуру, инсталляции, интервенции, проекции и прочие техники.

Концептуально любое граффити сообщает нам, что конкретный райтер был здесь, а стрит-арт как правило пытается что-то рассказать: грустную социальную историю или ироничную шутку. Граффити говорит: «Я здесь был». Стрит-арт говорит: «Я думаю таким образом».

 

Для чего, по вашему мнению, нужен стрит-арт?

Стрит-арт, как и любое другое направление искусства, никому ничего не должно, тематика проектов остается сугубо на усмотрение автора. Согласен, что улица — наиболее уместная площадка для социальных и политических высказываний, потому что работа сразу же становится достоянием широкой общественности и привлекает внимание СМИ. А готовность художника идти на определенный риск ради работы означает, что проблема достаточно сильно наболела.

 

Весь мурализм (прим. — большие работы на фасадах), как правило, делается в эстетических целях, это попытка разнообразить городскую среду простым и дешевым способом.

 

Меня лично радуют случайные находки уличных практик: небольшая надпись или рисунок на стене, они делают города более интересным и живыми. Ты вдруг выпадаешь из рутины, сталкиваешься с поэтической ситуацией, которая показывает, что в городе можно не только ходить с работы домой и все время думать о делах, но и жить. 

 

Делать стрит-арт в Москве, в Санкт-Петербурге или в регионе? Есть ли разница?

Москва — город, который лелеют особенно, поэтому уличное искусство там быстро закрашивается, а за правопорядком активно следят.

Екатеринбург считается столицей уличного искусства в России, там огромная плотность уличных работ, долгое время проходят крупные фестивали. Горожане привыкли к уличному искусству и даже гордятся им.

 

Нижний Новгород тоже активный город в плане уличного искусства, но по другой причине. В Нижнем много ветхих зданий, особенно деревянных. В городе присутствует некая атмосфера разрухи, которая легитимирует появление стрит-арта.

 

Санкт-Петербург — это уникальный город. Город музей, где каждый второй дом в историческом центре — памятник архитектуры. Возможно, благодаря этой уникальности я начал активно экспериментировать. Считаю, что Петербург требует деликатного подхода. Стрит-арт часто появляется как попытка разнообразить визуальную среду в городе, но Петербургу этого не требуется, в нем огромное количество архитектурных элементов, которые интересно разглядывать. В Петербурге я начал создавать уличные проекции, потому что хотел сделать что-то большое, заметное, но при этом антивандальное и не требующее огромного количества краски и подъемника. 

 

Стрит-арт и петербургская архитектура сочетаются?

В том формате, как это происходит, например, в Одинцово — точно нет. В Петербурге более уместно то, что делает португальский художник Vhils, который создает портреты людей, отбивая штукатурку со зданий.

 

При этом в Петербурге довольно много исторических забросов, они обрастают граффити и стрит-артом. Было бы здорово в качестве эксперимента отремонтировать один из них и сделать что-то типа 5Pointz в Нью-Йорке, с настенными росписями и мастерскими художников. Если один особняк полностью обрастет граффити и стрит-артом, на контрасте это будет смотреться очень даже здорово.

О МУЛЬТИМЕДИЙНОСТИ

 

Когда вы начали добавлять в свои работы мультимедиа-инструменты, видео?

Мне всегда было скучно заниматься одним и тем же, поэтому я пробовал разные практики: граффити, фотографию, видео, стрит-арт и прочее. В какой-то момент они начали сливаться.

 

Сколько времени уходит на подготовку одной работы с видеоэффектами?

Очень по-разному, но всегда больше всего времени уходит на разработку идеи. Когда ты знаешь, что должно получиться, каким бы невероятным не казался результат, работать проще. 

 

Расскажите, что такое фасадные игры? И что они могут рассказать о городе?

Сперв, я исследую городскую среду и выявляю свойственные ей черты. Например, я обыгрывал проблему засилья фасадов кондиционерами — придумал тетрис, в котором вместо фрагментов сверху падают кондиционеры в хаотичном порядке.

 

Игру я проецирую на стену дома, но стена в моих работах не превращается в экран, а остается стеной, и проекция раскрывает ее потенциал. Такие видеоигры могут существовать только на улице и теряют свой смысл, переместившись на экран или в помещение. Важная концепция: превратить зрителя из пассивного наблюдателя в активного игрока в пространстве города. 

 

Какие особенности человека нового времени вы замечаете и будете ли их обыгрывать в своих работах?

Интерактивность, геймификация. Нескончаемое потребление информации, которая размывается и превращается в абстрактный поток. Моя работа «Зал ожидания», например.

 

Каким будет будущее визуального искусства? Были картины, теперь видеоконтент, что дальше?

А дальше все вместе. Заметьте, что древние практики искусства никуда не ушли, сколько их ни пытались сбросить с «корабля современности». Остались и живопись, и скульптура. Более того, эти работы самые продающиеся на аукционах. Но появились новые формы и смешались со старыми.

 

С одной стороны, художника-ремесленника уже давно превзошла машина, но товары, сделанные руками, при этом имеют свой определенный шарм, то, что Беньямин называет аурой. В ситуации безграничного тиражирования товар с присутствием рукотворности приобретает дополнительную ценность.

 

Истинный художник будущего тот, кого не сможет повторить машина. В эпоху развитых нейросетей искусство будет стремиться к прямому опыту, жесту, акционизму, непосредственному присутствию художника.

 

Говоря об интерактивности, в эпоху развитой виртуальной реальности (как в «Матрице») я предвижу появления художников, которые будут напоминать собой геймдизайнеров и режиссеров. Они будут создавать целые миры, со своими физическими законами, обитателями, квестами.

О ПОЛОЖЕНИИ СТРИТ-АРТА

 

Вам не кажется, что сейчас стрит-арт стал более разрешенным и менее уличным что ли? Это его может испортить?

Для меня в уличном искусстве важны всего две вещи. Во-первых, использование города как медиа. То есть создание таких работ, которые невозможно воспроизвести в пространстве галереи без потери смысла. Стрит-арт как бы рожден самой улицей, и гармонично на ней существует. Стрит-арт неотъемлемая часть города. Во-вторых, для уличного искусства важно отсутствие заказчика. Все, что происходит по заказу, называется public art. Уличный художник независим от институций, он не согласовывает свои действия с кураторами и галеристами, при этом сразу выходит на широкую аудиторию. В этой независимости, риске сохраняется искренность и свобода.

 

Стрит-арт в России сейчас определенно на подъеме. Всем нужен стрит-арт: администрации городов для простого облагораживания, на музыкальных фестивалях это такая же обязательная площадка, как фудзона. Но там, где появляется ситуация заказа, пропадает независимость, а она лежит в корне. Корни уличного искусства нелегальны и поэтому к нему столько внимания. Пожалуй, оно является последним ярким феноменом в истории искусства.

 

Стрит-арт сможет когда-нибудь стать классикой, которую в 2050 году будут изучать, как Пикассо сегодня?

Он уже стал историей искусства. Если мы возьмем какую-нибудь книжку, кратко описывающую различные художественные течения, то заканчиваться она будет главой «уличное искусство».

 

Назовите 5 современных художников, которых должен хотя бы погуглить каждый?

Франсис Алюс, Пьеро Мадзони, арт-группа «Война», Тимофей Радя, The Yes Men.

 

Беседовала – Аня Рыбалкина

Фотографии — Ксения Королева

Локация – Hyper Port